Публикуем краткие выводы:
ВВП Беларуси вырос на 0,8% в III квартале 2025 г. к III кварталу 2024 г. после прироста на 1,0% г/г кварталом ранее. При устранении влияния сезонного фактора прирост ВВП за III квартал 2025 г. оставался околонулевым. Сокращение экспорта в условиях снижения спроса на российском рынке стало ключевым фактором ослабления динамики выпуска. Внутренний спрос продолжал расти в среде неограничительной экономической политики, но более медленными темпами в сравнении с прошлым годом. В результате экономика оставалась перегретой в III квартале 2025 г., но благодаря ослаблению внешнего спроса размер перегрева сократился до ≈2,2% потенциального ВВП.
Перегрев экономики будет сокращаться в среднесрочном периоде при замедлении роста ВВП с 1,5–1,8% в 2025 г. до 0,5–1,5% в 2026 г. Ожидаемый сдержанный рост российской экономики в районе 1% в 2026 г. и отсутствие пространства для существенного усиления внутренних бюджетных и монетарных стимулов ограничат перспективы расширения совокупного спроса. Исчерпание свободных трудовых ресурсов и невысокая эффективность капитальных вложений будут сдерживать рост экономики со стороны предложения. Спрос на работников имеет предпосылки к ослаблению в среде замедления динамики выпуска, что приведет к снижению темпов роста реальных зарплат с более 10% в 2025 г. до 1–3% в 2026 г.
Инфляция сохранится в диапазоне 7–8% г/г в IV квартале 2025 г. – 2026 г. Внутренний спрос и сильно возросшие издержки на оплату труда сохранят проинфляционный характер в будущем году, однако их вклад в рост цен будет снижаться по мере «охлаждения» экономики. Со стороны внешнего сектора прогнозируется небольшое дезинфляционное влияние при условии замедления роста цен в России. Если в среде ослабления рыночного инфляционного давления ценовой контроль будет смягчен либо регулируемые цен будут повышаться высокими темпами, то уменьшение вклада рыночных факторов будет компенсировано частичной реализацией накопленного инфляционного навеса.
Дефицит внешней торговли товарами и услугами ожидается около 2% ВВП в 2025–2026 гг. Перспективы экспорта оцениваются сдержанными из-за замедления роста спроса в России. Импорт сохранится высоким, но его значимого роста не ожидается в условиях уменьшения перегрева внутреннего спроса. Дефициту внешней торговли в районе 2% ВВП соответствует умеренное ослабление белорусского рубля, который может потерять 4–8% стоимости в терминах корзины иностранных валют в 2026 г.
Риски для базового сценария остаются высокими как со стороны внутренней экономической политики, так и со стороны внешних условий. Угроза мощного усиления санкционного давления остается на повестке дня, как и вероятность смягчения ограничений. Довольно высоки шансы более существенного ослабления внутреннего спроса в Беларуси, чем предполагает базовый сценарий, в случае спада в России и снижения доходов белорусского бюджета. Не опирающаяся на правила монетарная политика также остается значимым фактором неопределенности.