Публикуем краткие выводы:
ВВП Беларуси вырос на 1,1% в II квартале 2025 г. к II кварталу 2025 г. после прироста на 3,2% г/г кварталом ранее. Объем выпуска оставался на историческом пике и существенно превышал свой сбалансированный объем. В таких условиях уровень безработицы опустился до нового исторического минимума в 2,6% рабочей силы в II квартале 2025 г., а дефицит внешней торговли товарами и услугами оставался значительным.
Внутренний спрос притормозил в II квартале 2025 г., но оставался высоким. Ослабление кредитования населения под воздействием директивных ограничений Нацбанка, снижение потребительской уверенности и высокая неопределенность перспектив спроса на белорусском и российском рынках сдерживали потребительскую и инвестиционную активность.
Перегретые внутренний спрос и рынок труда оказывали повышательное давление на цены. Инфляция поднялась до ≈10–11% кв/кв в II квартале 2025 г. Экономическая политика не демонстрировала явной нацеленности на борьбу с перегревом экономики и высокой инфляцией.
Экономика будет медленно «остывать» в среднесрочной перспективе при отсутствии сильных внешних шоков. Возврат к равновесному состоянию ожидается продолжительным, так как размер перегрева в II квартале 2025 г. оставался вблизи рекордных значений с 2014 г., а в целом нежесткая экономическая политика продолжит поддерживать высокий уровень внутреннего спроса. Тем не менее, рост экономической активности будет ослабевать, так как ресурсов для значимого усиления стимулов недостаточно, а спрос в России завершил активную фазу роста и перешел к коррекционному «охлаждению». Рост ВВП прогнозируется вблизи 2% в 2025 г. с последующим замедлением до 0–1,5% в 2026 г.
Инфляция движется в направлении верхней границы прогноза 7–9% г/г на конец 2025 г. При этом предел толерантности белорусских властей к повышению инфляции недостаточно предсказуем. Приближение роста цен к двузначным темпам и все большая обеспокоенность этим населения может привести к возвращению сдерживанию инфляции приоритетного статуса экономической политики, чего в базовом сценарии не предполагается.
Риски для базового сценария остаются высокими как со стороны внутренней экономической политики, так и внешних условий. Санкционная политика США в отношении России и Беларуси, а особенно ее последствия для экономик, высоко неопределенны. При это осязаема не только вероятность ужесточения санкций, но и их смягчения, что будет способствовать более высокому «здоровому» росту экономики Беларуси в 2026 г. в сравнении с базовым прогнозом.